Метод светлого поля в проходящем и отраженном свете

Биологический портал Microscope World в теории и на практике познакомит наших читателей с одним из наиболее популярных методов исследования в микроскопии. Распространенность метода светлого поля обусловлена, прежде всего, широкими областями применения светового микроскопа. Данный метод исследования является самым доступным для начинающих любителей понаблюдать за увеличенными в микроскоп объектами, ему обучают в школах и лицеях на уроках биологии, его широко используют в медицинских лабораториях и научно-исследовательских институтах.

На чем же основан этот метод? Дело в том, что большинство наблюдаемых объектов не способны самостоятельно излучать свет. А мы с вами из школьного курса физики знаем — чтобы что-то увидеть, надо чтобы излученный или отраженный от предмета свет достиг нашего зрачка. Таким образом, если предмет сам не излучает и не отражает свет, то можно искусственно пропустить сквозь него свет или отразить.

Итак, окунемся немного в теорию.

Чтобы пропустить свет сквозь объект исследования, необходимо, чтобы объект был достаточно тонким по своей структуре. К примеру, аккуратный тонкий срез растения или лапка насекомого. В этом случае объект помещается над постоянным источником света и под объективом микроскопа. Пучки света, проходя сквозь препарат, создают равномерное светлое поле и формируют достаточно контрастное изображение за счет частичного поглощения света микропрепаратом.

Чтобы отразить свет от объекта исследования нам понадобится в качестве образца объект, не пропускающий свет ( к примеру камни, монеты, ткани) и любой источник света, расположенный над объективами. Очень удобно, когда микроскоп уже обладает встроенной верхней подсветкой. Но если ее нет, не стоит отчаиваться- подойдет свет от обычной настольной лампы. Пучки направленного света, отражаясь от непрозрачного объекта, создают его четкое изображение.

На практике метод светлого поля в отраженном и проходящем свете можно применить с использованием учебного школьного микроскопа Euler Study 60N. Этот микроскоп оснащен двумя встроенными светодиодными подсветками- нижняя применяется для исследований в проходящем свете, верхняя- в отраженном. В качестве образца возьмем готовый микропрепарат «Инфузория туфелька» из набора для опытов Euler Test-5.

Закрепим микропрепарат с инфузорией на предметном столике микроскопа ровно по центру и опустим столик вниз до упора. Далее включим нижнюю подсветку, отрегулировав ее яркость. Посмотрев в окуляр микроскопа, мы увидим равномерное яркое светлое поле. Теперь осуществим поиск объекта- используя объектив минимальной кратности 4х, необходимо аккуратно крутить рукоятку фокусировщика, поднимая предметный столик до тех пор, пока в окуляр Вы не увидите четкое изображение инфузории туфельки. После того, как инфузория попала в поле зрения, у Вас появится возможность рассмотреть ее на всех увеличениях — от 40 до 800 крат.

Для того чтобы рассмотреть, к примеру, металлическую монетку, необходимо выключить нижнюю подсветку и включить верхнюю. Затем провести аналогичные действия по поиску монеты с использованием грубой фокусировки.

Обучиться методам исследования, представленным в настоящей статье, легко не только начинающему биологу, но и даже шестилетнему ребенку. С помощью светлого поля и недорого биологического микроскопа можно рассматривать абсолютно все, что окружает Вас в доме и даже проверять на качество купленные в магазине продукты.

Если Вас заинтересовала микроскопия, и Вы хотели бы научиться пользоваться микроскопом, то метод светлого поля — это то, с чего стоит начать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *